В фильме показано основное противоречие современного учебного процесса, а именно противоречие между фронтальной формой урока и желанием учеников получить индивидуальные отношения с учителем.
В фильме показано одно из возможных решений этого противоречия, а именно показаны уроки в обычной школе, с первого по пятый классы, на которых ученики обучают друг друга в парах. Зритель увидит также фрагменты использования парной технологии для обучения взрослых.
Фильм начинается с показа города Фрайбурга в Швейцарии, где в 1804 году отец Gregor Girard (1765-1850) открыл свою школу. При создании фильма предполагалось, что парное обучение берет начало из этой школы, но полученные позже сведения говорят о том, что в еврейских школах обучение в парах применяется испокон веку...
Обучение по принципу "один ученик учит другого" отец Girard назвал "взаимным обучением со сменой партнеров в парах". За прошедшие 200 лет оно было развито многими поколениями учителей до настоящей учебной технологии. Именно такую современную форму парного обучения зритель видит в фильме.
В фильме показаны следующие элементы парных уроков:
- фронтальная форма урока
- работа учеников в парах друг с другом
- смена партнеров в парах
- самостоятельная работа учеников
- работа учителя на парном уроке
Все эти элементы, составляющие вместе парную технологию обучения, показаны в фильме ярко и отчетливо. Фильм приводит зрителя к мысли, что главное противоречие процесса учения может быть реально разрешено при использовании парной технологии обучения.
В фильме ясно виден процесс смены парадигмы школы от идеи "обучает учитель" на другую идею "ученики обучают друг друга". В этом и состоит смена парадигмы образования. Зритель ясно видит, что при парном обучении практически реализуется давнишняя мечта педагогов "обучая учусь", которая в течении веков оставалась лишь несбыточной мечтой многих поколений учителей.